Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в 1 класс:
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
- Свои имя, отчество и фамилию.
-
Свой возраст (желательно дату рождения).
-
Свой домашний адрес.
-
Свой город (село) и его главные достопримечательности.
-
Страну, в которой живет.
-
Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
-
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
-
Домашних животных и их детенышей.
-
Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
-
Транспорт наземный, водный, воздушный.
-
Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
-
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
-
Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н, Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др, и некоторые их произведения для детей.
-
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
-
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая—левая сторона, верх-низ и т.д.).
-
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
-
Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
-
Различать гласные и согласные звуки.
-
Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
-
Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп","дубы", "сани", "зубы", "осы".
-
Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треуголь¬ники, овалы, вырезать по контуру предмет).
-
Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, ри¬совать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
-
Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
-
Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).
-
Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Возрастные особенности учащихся первого класса
Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.
Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.
Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.
Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.
Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.
Режим дня первоклассника
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста очень важен. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. От соблюдения или несоблюдения режима зависит такой важный показатель состояния организма, как работоспособность.
Рационально организованный режим дня школьника выглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих лучший отдых — полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы. Максимальная продолжительность непрерывной работы у младших школьников не должна превышать 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.
Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.
В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию